Top.Mail.Ru
Отказ в оказании услуги первостольником в ответ на оскорбления со стороны клиента
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

Отказ в оказании услуги первостольником в ответ на оскорбления со стороны клиента

Посетительница аптеки в грубой форме потребовала немедленно измерить ей давление, несмотря на то что фармспециалист в это время отпускал покупателей. Первостольник в ответ на оскорбления со стороны клиента отказался оказывать эту услугу. Имеет ли он право так поступить и как корректно действовать в такой ситуации?


Измерение артериального давления не входит в Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность по I приложению к Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 31.03.2022 № 547. Аптечные организации, где осуществляется измерение артериального давления, отсутствуют в п. 3 ч. 10 ГОСТа Р 52623.1-2008 (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию 4.12.2008 № 359-ст). Контролирующие органы (например, прокуратура) по указанным основаниям могут предъявить претензии. Одновременно необходимо обратить внимание на ежегодную поверку тонометра.


Фармспециалист на рабочем месте должен руководствоваться должностной инструкцией, трудовым договором и не забывать о деонтологии. В случае отсутствия в документах обязанности по измерению артериального давления посетителям (первая помощь оказывается незамедлительно в соответствии с приказом МЗ РФ от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний…») помощь гражданину может оказываться исходя из гуманного отношения, но не в ущерб рабочему времени (ст. 91 Трудового кодекса РФ). Целесообразно разместить объявление (крупным шрифтом) о самообслуживании в непосредственной близости к тонометру.


При наличии в смене еще сотрудников необходимо обратиться за помощью к коллегам и завершить конфликт. Представленная ситуация должна рассматриваться как ЧП, о котором незамедлительно докладывают руководству. Посетителю надо предоставить Книгу отзывов, где будут зафиксированы его Ф.И.О. и адрес. Жалоба переводится в разряд необоснованных, о чем в течение 30 дней сообщается заявителю (ч. 1 ст. 12 Закона РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений…»). По всем явлениям, выходящим за рамки нормального функционирования аптечной организации, составляется акт. В данном случае акт составляется немедленно, с указанием даты, времени, причины и всех (!) произнесенных посетителем слов, в том числе и при его отказе сообщить Ф.И.О., так как неизвестно, чем закончится конфликт и не будет ли он иметь продолжения.


Идеальный выход из подобной ситуации – составление акта с привлечением свидетелей из посетителей аптечной организации с Ф.И.О., телефоном и адресом. Оскорбление работника в данном случае трактуется как унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, и влечет наложение судом административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 30 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 до 200 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях).



Консультация юриста? Запросто и совершенно бесплатно!

Каждый из вас может задавать свои вопросы, касающиеся фармацевтической деятельности, эксперту – юристу, государственному советнику I класса Армену Гукасяну. Ответы на них вы сможете прочесть на нашем сайте в рубрике «По закону».

Присылайте свои вопросы и будьте юридически подкованными, чтобы выйти из самых сложных ситуаций!

Армен Гукасян, юрист, государственный советник I класса

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.