Top.Mail.Ru
Статьи для медицинских и фармацевтических специалистов
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

Советы начинающему руководителю

Хорошо, если руководитель – плоть от плоти своего коллектива. Но как быть начальнику, который назначен руководить аптекой со стороны? Как не прослыть злым варягом и завоевать доверие подчиненных? Рискнем дать несколько советов. 

Для начала – знакомимся

Сколько бы проблем не свалилось на новоиспеченного руководителя, какие горы  документов и непрочитанных писем в электронной почте не предстояло ему разбирать, начинать первый рабочий день в тиши кабинета не стоит.


Организуйте встречу со всеми сотрудниками, включая уборщицу. Если есть возможность, попросите, чтобы вас представил кто-то из отдела кадров или высшего руководства, но можно все организовать и самостоятельно. Коротко расскажите о себе, своем опыте и планах на новом месте работы. Не нужно сразу говорить о возможных изменениях, ведь люди часто испытывают страх перед «новой метлой» и не ждут ничего хорошего от назначенного руководителя, особенно если старый был уволен не по собственному желанию.

Первое время старайтесь больше общаться с вашей новой командой, понять настроение в коллективе, войти в курс дел и определить проблемные места в работе. Заранее просмотрите отчеты, по необходимости запросите информацию у бухгалтерии и отдела кадров. 
Наладьте  отношения  с неформальным лидером

В каждом коллективе есть человек, который пользуется повышенным авторитетом у других сотрудников, формирует их мнение, а нередко и пытается управлять ими параллельно или перпендикулярно (как получится!) руководителю. Ваша задача – постараться распознать его как можно быстрее и выяснить его настроение. Особенно это важно, если неформальный лидер коллектива искренне полагает, что вы заняли должность, которая по праву должна достаться ему.

Тут есть два варианта развития событий: вы можете договориться полюбовно и «теневой руководитель» станет вашим верным помощником. Однако если этот человек настроен негативно и ставит под сомнение ваш авторитет, нужно твердо дать ему понять, что вы не намерены допускать двоевластия и готовы пойти в том числе и на радикальные меры.
Отложите решение кадровых вопросов

Однако каким бы острым не было желание расстаться с частью сотрудников и нанять новых, дайте себе время на полноценное знакомство с коллективом. Очень часто бывает так, что проблемы с выполнением трудовых обязанностей оказываются следствием неграмотного руководства и не так уж зависят от профессиональных и личных качеств работников. Но это вы сможете понять только со временем. 

Открытость vs границы

Продемонстрируйте вашим новым подчиненным готовность к диалогу: выслушайте каждого (и уборщицу!), покажите, что вы искренне заинтересованы услышанным. Старайтесь изначально отнестись к каждому как к профессионалу, не критикуйте с порога, будьте тактичными и вежливыми, даже если человек сразу произвел на вас негативное впечатление.

Но в попытке наладить хорошие отношения не переходите границы простой демократичности. Не стоит раздавать поблажки, заниматься уговорами или льстить сотрудникам в надежде получить их лояльность. Закономерный результат такого подхода – снижение дисциплины в коллективе или даже попытки манипулировать новым руководством.

Ломать – не строить 

Ломать – не строить

Даже если вас прислали разгребать авгиевы конюшни, постарайтесь начать работу не с демонтажа старой системы, а с определения ее сильных сторон. Во-первых, зачем трогать то, что работает и приносит положительные результаты – это бессмысленная трата времени и ресурсов. Во-вторых, как мы уже говорили выше, люди всегда боятся перемен, даже если они необходимы. Радикальная перестройка, затеянная новым начальником, может лишить их мотивации, а вас – доверия подчиненных.

Меняйте что-то только в том случае, если это необходимо сделать безотлагательно, и обязательно донесите до коллектива причины перемен. 

Доверяйте, но проверяйте

Коллектив аптеки, как правило, маленький, со своими традициями и привычками. Но нередко старожилы намеренно вводят нового руководителя в заблуждение, чтобы, ссылаясь на то, что «у нас так всегда было», сопротивляться изменениям или выторговывать поблажки.

С пониманием отнеситесь к установившейся практике, но дайте понять, что правила на работе устанавливаете вы. Четко очертите грань между допустимым и недопустимым и помните, что добиться соблюдения новых требований вы сможете только в том случае, если соблюдаете их сами.

Снежана Шабанова

Журнал "Российские аптеки" №11, 2020

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.