testvova

Журнал для профессионалов
аптечного бизнеса

Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов


Следим за потоками покупателей

Управление покупательским спросом является одной из ключевых активностей, влияющих на эффективность работы аптеки. Но невозможно управлять тем, что нельзя сосчитать и измерить. Как это сделать? 


Наиболее важные характеристики  работы аптечной организации – средний чек, среднее количество посетителей и конверсия.  Эти параметры зависят от локации, ассортимента, специализации аптеки и других условий. Измерять их нужно для относительно коротких периодов – не в среднем за год, а по месяцам, дням недели и даже по разным отрезкам времени в течение суток. 

Допустим, аптека А расположена  в спальном районе на окраине города, а аптека B – в самом центре, в деловом квартале. Мы посчитали количество чеков по дням недели  в среднем за месяц. Мы собрали и проанализировали информацию о людях, совершивших покупки в вашей аптеке. Но ведь  они – только часть посетителей. Много ли потенциальных клиентов уходит от вас с пустыми руками? Для того чтобы понять это, нужно провести замер трафика.

 Допустим, аптека А расположена в спальном районе на окраине города, а аптека B – в самом центре, в деловом квартале. Мы посчитали количество чеков по дням недели в среднем за месяц.


Можно проводить запись вручную или использовать специальные электронные устройства. Иногда такие данные есть у арендодателей, если вы снимаете помещение в торговом центре. Частично подвести статистику помогает наличие такой услуги, как «электронная очередь». Более развернутые данные, которые представлены для аптеки B, позволяют оценить также такой фактор, как сезонность. Рост заболеваемости, сезонная миграция населения (например,  летом многие жители больших городов стремятся провести выходные дни и отпуска  на курортах и пригородных дачах, в холодное время года этого не наблюдается) оказывают большое влияние на выручку и средний чек. Мы видим, что осенью и зимой число покупателей возрастает по сравнению с концом лета в 2–4 раза.

Допустим, в течение  дня вашу аптеку посетили 200 человек, а покупку сделали 54. 

Конверсия составляет 54 / 200 * 100 = 27%.

Все подсчеты, о которых мы расскажем, вы сможете произвести самостоятельно, не обращаясь к помощи специалистов, и без дополнительных затрат.

Этот показатель нужно измерять регулярно и следить за его изменениями, сравнивая с данными за предыдущие периоды, а также, если есть такая возможность, с другими аптеками сети или конкурентами.  При высокой конверсии у аптеки появляется возможность  корректировать цены, делая прибыль с оборота. Также с учетом показателей продаж и других данных можно принять решение о расширении маркетинговой активности в определенном направлении.  Например, при хороших продажах медицинской техники имеет смысл нанять консультанта по тонометрам, чтобы он помогал первостольнику разгружать очередь, еще больше увеличивая продажи. 


Показатель конверсии является одним из индикаторов «здоровья» самой аптеки. И если он снижается –  это тревожный звонок, указывающий на необходимость серьезной работы для выявления и исправления скрытых проблем.  Пробуйте разными способами привлечь покупателей в аптеку, используйте весь комплекс маркетинговых мер, чтобы заставить их больше времени проводить в торговом зале, совершенствуйте техническую базу. 



Качественная аналитика по покупательским потокам поможет вам при планировании рабочих часов аптеки, количеству персонала, созданию товарных запасов


Дополнительные  факторы, влияющие на покупательские потоки:


* Размер торгового зала, ассортимент

* Уровень цен

* Формат аптеки

* Часы работы, количество касс

* Уровень дохода покупателей

* Эффективность планировки и мерчендайзинг

* Привычки покупателей

 

Ирина Ткаченко

Журнал "Российские аптеки" №11, 2017

Вам могут понравиться другие статьи:

  • Опасное совершенство
    Анатомия успеха
    Опасное совершенство

    На пути к достижениям и вершинам многие впадают в крайность, которая зовется перфекционизмом. На самом деле гордиться здесь особенно нечем. И на брошенное вслед «перфекционист» вполне можно и обидеться. 

    Подробнее
  • Худеем без экстрима
    Анатомия успеха
    Худеем без экстрима

    Мы выбираем диету, чтобы избавиться от лишних килограммов, стать более здоровыми и красивыми. Но любое самое достойное начинание очень легко довести до абсурда. Рассмотрим наиболее распространенные крайности, чтобы не повторять чужих ошибок.

    Подробнее
  • Гимнастика для вен
    Анатомия успеха
    Гимнастика для вен

    Длительные статические нагрузки могут вызвать венозную недостаточность и варикозную болезнь. А есть ли полезные упражнения и каким должен быть режим тренировок, если процесс уже начался?

    Подробнее
  • Долой отеки!
    Анатомия успеха
    Долой отеки!

    Не каждая женщина может похвастаться тонкими щиколотками и узкими коленями. И дело тут не в лишнем жире, а в задержке жидкости, которая предательски скапливается именно здесь. Стоячая работа, в том числе за первым столом, может существенно усугубить проблему. 

    Подробнее
  • Курс ваших акций
    Анатомия успеха
    Курс ваших акций

    Маркетинговые мероприятия – один из самых востребованных инструментов по повышению продаж и привлечению покупателей. Однако их эффективность зачастую разочаровывает. Как сделать так, чтобы акции работали и приносили прибыль?

    Подробнее
  • Не работой единой
    Анатомия успеха
    Не работой единой

    Весна – самое подходящее время для того, чтобы заняться своим здоровьем и физической формой. Но все ли мы делаем правильно? Вопросы возникают как у опытных спортсменов, так и у новичков. Некоторые из них мы адресовали нашему фитнес-тренеру.

    Подробнее

 
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.