Нематериальная мотивация в помощь руководителю
Для чего мы приходим на работу? В первую очередь за зарплатой, конечно. Но и не только за ней. Как показал известный психолог Абрахам Маслоу, после удовлетворения базовых материальных потребностей люди нуждаются в уважении и признании. И этим всегда грамотно воспользуется мудрый руководитель.
Нематериальная мотивация бывает очень разной и строится, как правило, исходя из возможностей компании и особенностей ее сферы деятельности. Рассмотрим подходы, которые могут оказаться наиболее эффективными в управлении коллективами аптечных организаций.
Сначала – оргвопросы
Начнем с самого очевидного и не совсем нематериального – с условий труда. К ним относятся организация питания и оплата проезда, наличие ДМС, вопросы безопасности (охрана, видеонаблюдение в торговом зале). И даже дата выдачи зарплаты – известно, например, что авансовая система делает работу более привлекательной. Все это повышает ценность работодателя в глазах сотрудников, мотивирует их держаться за свое место.
Затем – обучение
Это тот выстрел, который убивает сразу двух зайцев. С одной стороны, вы повышаете профессиональные навыки сотрудников, а с другой – показываете им, что вы заинтересованы в их развитии внутри компании. Обучение может быть индивидуальным – в рамках наставничества, когда более опытные сотрудники берут под крыло молодых. Может быть и групповым – например, вы приглашаете для первостольников тренера, который обучит их эффективной работе с клиентами.
Здоровая конкуренция
Соревновательный момент в работе любого коллектива никто не отменял. Только нужно подойти к его организации грамотно и соблюсти два важных принципа. Первый – у всех должны быть равные шансы, а условия соревнования полностью исключают межличностные конфликты. Второй – приз победителю должен быть реальным, интересным и важным для всех участников.
Перспективы
Возможность даже минимального карьерного роста отлично стимулирует амбициозных сотрудников.
Но «правила игры» должны быть максимально понятными: заранее объясните человеку, на что он может претендовать и какие дополнительные обязанности он получит в результате роста.
Комфорт на рабочем месте
Первостольники очень много времени проводят на ногах и в контакте с самыми разными людьми. Естественно, им требуется место для спокойного отдыха – хотя бы на несколько минут. Организуйте в подсобке удобный уголок с чайником и кофемашиной. Регулярно покупайте невредные сладости к чаю. Очень важна и грамотная организация самого рабочего места – постарайтесь сделать его максимально безопасным и эргономичным.
Удобный график
Среди сотрудников аптеки много людей, которым не слишком удобно стандартное рабочее расписание. Для одного очень важна возможность взять дополнительные выходные дни. А для другого – выйти на лишний раз оплачиваемую смену. Поиграйте в тетрис с часами работы, обсудите с коллективом варианты гибкого графика и подмен. Свобода распоряжаться своим временем в обмен на качественную работу – очень важный способ нематериального стимулирования.
Похвала
Люди любят, когда их хвалят за дело, особенно публично. Поэтому пользуйтесь возможностью похвалить сотрудника перед всем коллективом. С одной стороны, вы мотивируете его работать еще лучше, с другой – всем нужен положительный пример. Хорошей работы – и справедливого руководства. А вот разносы нерадивым подчиненным правильнее устраивать тет-а-тет.
Поздравления и подарки
Букеты цветов на 8 Марта, небольшие подарки в день рождения и по другим значимым поводам помогут выделить сотрудников и показать их важность для руководства. Можно сделать приятное и всему коллективу, организовав небольшой незапланированный фуршет, например, по поводу выполненного квартального плана или после сезонного аврала.
Индивидуальный подход
Не забывайте, что нематериальное стимулирование – это лишь один из инструментов работы с персоналом. Нельзя один раз придумать схему подобной мотивации и ждать, когда она сработает. Постоянно общайтесь со своими сотрудниками, старайтесь понять, что им важно, чем они недовольны, что им нравится. Вовремя определяйте, когда к нематериальной стимуляции пора подключить и вполне материальную – например, раздать премии. Каждый коллектив – это живой организм со своими особенностями и потребностями, и именно вам предстоит выяснить, что же в нем сработает лучше всего.
Снежана Шабанова
Журнал "Российские аптеки" №3, 2021
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.