Top.Mail.Ru
Маркировка ЛС: как изменится фармацевтический рынок?
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

Маркировка ЛС: как изменится фармацевтический рынок?

РФ приступает к поэтапному внедрению новой системы контроля, позволяющей детально отслеживать путь каждой упаковки ЛС от производителя до конечного потребителя. Согласно проекту постановления правительства, вынесенному на общественное обсуждение в конце лета, эксперимент по использованию контрольных двумерных кодов для идентификации дорогостоящих ЛС, включенных в программу «7 нозологий», начнется уже 1 января 2017 года.

Субъекты фармобращения смогут принять в нем участие на добровольной основе. Что принесет новая система контроля российскому фармацевтическому рынку, как она повлияет на розничный сегмент и стоит ли аптекам уже сейчас начинать готовиться к ее введению?
Об этом нам рассказал Константин Тимофеев, отвечающий за взаимодействие с организациями сферы здравоохранения в компании Zebra Technologies
Для чего нужна новая маркировка лекарств?
– Задача государства – контролировать каждый этап движения ЛС, чтобы полностью исключить вброс на рынок контрафакта и всевозможные коррупционные схемы. Для этого и создается система мониторинга движения лекарственных препаратов (МДЛП). Аналогичный проект под названием ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) уже реализован в отношении алкогольной продукции, и наша компания принимала в этом активное участие. Нечто подобное теперь ожидает рынок лекарств. Непосредственно на фармацевтическом заводе упаковки будут маркироваться уникальным кодом (по-видимому, Datamatrix-кодами) на промышленных принтерах, встроенных в ленту производства. Далее упаковки складываются в коробки для дальнейшей доставки фармдистрибьюторам. Они тоже будут маркироваться уникальным кодом с указанием полного перечня упаковок, находящихся внутри. Тут же будет производиться контрольное сканирование с передачей данных в единую информационную систему. Таким образом, товар идентифицируется при отгрузке дистрибьютору, доставке на склад, в аптеку и при выдаче конечному потребителю.
Но ведь оборот лекарств и сейчас контролируется, действует система централизованного оповещения о забракованных или отозванных сериях…
– Все верно, но в существующей цепочке слишком велика роль субъективного фактора. Представьте, что с завода выходит машина с бракованной партией. Сейчас остановить ее, вернуть продукцию обратно практически невозможно. Дойдут ли информационные письма до дистрибьюторов и аптечных сетей, будут ли они приняты к сведению и доведены до аптечных пунктов, в том числе в отдаленных регионах, наконец, не будет ли попыток реализовать товар, несмотря на запрет, – все это зависит от добросовестности конкретных участников фармобращения. А в новой ситуации, если произошла ошибка, и некачественный товар был отгружен, он будет моментально заблокирован на любом этапе движения. Система просто не позволит передать его далее по цепочке. И все это происходит в автоматическом режиме. 

timofeev_interview_1.jpg


Каковы сроки внедрения МДЛП? В опубликованном проекте постановления говорится об эксперименте с маркировкой отдельных лекарств (вероятнее всего, дорогостоящих), который продлится весь следующий год.
– Постановление написано достаточно обтекаемо, контуры будущей системы просматриваются пока слабо, к тому же документ проходит общественное обсуждение и может претерпеть любые изменения. Можно предположить, что за основу была взята все та же ЕГАИС. Сейчас проект по внедрению МДЛП передан Федеральной налоговой службе (ФНС), у нее же на контроле мониторинг рынка алкоголя. И ФНС, безусловно, в первую очередь будет стремиться отслеживать уплату всех необходимых пошлин по всей цепочке получения прибыли. Согласно закону № 290-ФЗ, аптеки, как и другие организации торговли, должны будут с 1 июля 2017 года обеспечить передачу операторам фискальных данных информации, содержащейся в чеке ККМ. Для этого потребуется и обновление контрольно-кассовой техники, и организация каналов связи. Те же каналы, вероятно, будут использоваться и в системе контроля за лекарствами, которую планируется внедрить начиная с 2018 года. Это произойдет в три этапа, каждый из них займет 1 год – сначала для дорогостоящих препаратов, затем для ЖНВЛП, потом для всех ЛС, находящихся в обращении. Впрочем, это достаточно условные сроки: слишком много еще нерешенных вопросов. Например, Росздравнадзор сейчас настаивает на том, чтобы дистрибьютеры повторно маркировали коробки с ЛС при их переупаковке. То есть в случае если дистрибьютор получает коробку с ЛС, которую нужно разделить между 2 получателями, он должен провести разупаковку, проинформировав об этом информационную систему. Далее разделить содержимое на 2 части и нанести коды на каждую новую коробку с указанием полного перечня упаковок внутри. Речь идет о новом процессе и новых затратах со стороны дистрибьютора, и это только один из спорных моментов.
Что же принесет новая система контроля аптекам?
– В этом-то и весь вопрос! Прямых выгод для аптек нет. Хотя можно предположить, что оперативный сбор информации о факте и месте реализации препарата будет иметь высокую ценность при централизованном планировании закупок, упростит внутреннюю отчетность и аналитику аптечных сетей, позволит повысить эффективность программ лояльности. Однако все упирается в то, что, вводя новую систему, государство решает в первую очередь свои задачи.

В таком случае, какой смысл принимать участие в эксперименте по маркировке, который намечен на следующий год? – Если не можешь остановить процесс – постарайся его возглавить. Отменить намеченные изменения невозможно, они рано или поздно произойдут. Поэтому учиться жить по новым правилам нужно уже сейчас. И я думаю, что если у аптек есть возможность принять участие в эксперименте, не стоит отказываться. Так они смогут повлиять на развитие ситуации изнутри, дать существенные рекомендации Минздраву, Росздравнадзору или ФНС по тем или иным проблемам, возникающим в процессе «обкатки» системы. У нас не так много федеральных аптечных сетей, и, надо полагать, у них имеется немалый административный ресурс, который они смогут использовать в такой ситуации.      

timofeev_interview_2.jpg

А каких затрат потребует от аптек введение системы МДЛП?
– При выполнении требования ФЗ-290, о котором я уже говорил, затраты невелики. Аптеке в обязательном порядке потребуется замена одномерных сканеров штрихкодов на двумерные сканеры, читающие 2D-коды. Это недорогое оборудование, особенно с учетом возможности индивидуального подхода к ценообразованию. Наша компания внимательно следит за ситуацией в аптечном сегменте, и, как мы видим, многие сети уже начали переход на 2D-сканеры по собственной инициативе. Я считаю, что это правильный шаг. Понятно, что новые технологии контроля оборота ЛС могут быть с успехом использованы для оптимизации бизнес-процессов и в сфере фармдистрибьюции, и в медицинских учреждениях. Если заняться этим сейчас, можно не торопясь приступить к преобразованиям, разнести во времени неизбежные затраты и получить от них максимальную отдачу.
В общем, готовиться нужно заранее.
– Да, как можно раньше. Насколько я знаю, в планах правительства – разработка мобильного приложения для потребителей, которое позволит узнать о препарате все, не отходя от кассы. Кроме того, сейчас в Москве растет число рецептов, выписываемых в электронном виде. Если интегрировать их в систему МДЛП, можно полностью устранить проблему нарушений правил отпуска рецептурных препаратов. Также нужно учитывать программу развития Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). Используя данные электронной медкарты пациента, мы сможем моментально блокировать отпуск препаратов, которые по тем или иным причинам противопоказаны данному конкретному покупателю. Конечно, сейчас все это только отдаленные перспективы, но я считаю, что ЕГИСЗ должна создаваться именно ради решения подобных задач.     
Нелли Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей
Nelli-Ignatieva.jpg
Разумеется, мы поддерживаем идею введения новой маркировки, поскольку она преследует благую цель – усиление контроля за оборотом лекарственных средств. Но вопрос заключается в том, насколько эффективна новая система. Понять это мы сможем только тогда, когда она будет полностью выстроена. А в настоящее время не проработана именно техническая сторона проекта. Соответственно, пока не сформулированы и конкретные требования к аптечным организациям, а значит, невозможно и оценить, готовы ли они к нововведениям. Наиболее серьезное опасение связано с возможным ростом цен на лекарства, ведь расходы, если они окажутся существенными, так или иначе будут перекладываться на потребителя. Тем не менее в целом могу заявить о том, что эта инициатива давно назрела. Добавлю также, что члены нашей Ассоциации сейчас изыскивают возможные пути снижения затрат на введение новой маркировки. Будем надеяться, что все планы будут реализованы в полном объеме и в обозримые сроки.


Подготовил Михаил Алексеев,
фото из архива Константина Тимофеева


Журнал “Российские аптеки” №17-18, 2016

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.