Top.Mail.Ru
Непотопляемая такса
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

Непотопляемая такса

Перед новогодними праздниками соцсети взорвались после вроде бы безобидного новостного сюжета, в котором вице-премьер Дмитрий Рогозин продемонстрировал президенту Сербии Александру Вучичу одну российскую разработку. Со стороны это выглядело как «Рогозин позволил публично утопить таксу». По крайней мере, так написали многие СМИ, а уж что творилось на страницах Facebook и «ВКонтакте»…


Такое неизгладимое впечатление на журналистов и блогеров произвело жидкостное дыхание. По видео­записи видно, что подопытное животное не захлебнулось и продолжало нормально дышать, будучи полностью погруженным в специальную жидкую среду, и, судя по всему, чувствовало себя вполне сносно после завершения демонстрации. На самом деле данная методика всерьез разрабатывается уже более полувека во многих странах мира.


И единственное, что в данном случае можно было бы поставить в укор организаторам, – не такая уж это и инновация. Ну и «острый опыт» не обязательно было так детально показывать по телевизору, все-таки далеко не все зрители учились в медицинских, химических или биологических вузах и могут отстраниться от личности участвовавшей в эксперименте таксы и сосредоточиться на сути происходящего.

В лабораторных экспериментах мышей, «дышащих» перфторуглеродами, успешно спасали с 2-километровой глубины. В России, на Черном море, в аналогичных условиях поднимали собак с 700 метров.
Зачем это нужно?

Жидкостное дыхание должно помочь человеку погружаться на запредельные глубины и, что намного сложнее, всплывать с них. Сегодня рекорд мира с использованием акваланга, заполненного газовоздушной смесью, – 332,4 м. При этом колоссальное время уходит на декомпрессию – постепенное всплытие с адаптацией к очередной глубине, чтобы растворенные в крови газы не заставили ее «кипеть» – так развивается кессонная болезнь. И именно она существенно затрудняет глубоководные спасательные работы.


Жидкостное дыхание должно помочь человеку погружаться на запредельные глубины и, что намного сложнее, всплывать с них. Сегодня рекорд мира с использованием акваланга, заполненного газовоздушной смесью, – 332,4 м.


Поскольку на больших глубинах чаще всего оказываются потерпевшие крушение подводные лодки, вопросами жидкостного дыхания во всем мире в первую очередь занимались военные медики. Пионерами в этом направлении можно считать ученых из Нидерландов, в СССР над этим работали на кафедрах нормальной физиологии и водолазной медицины в Военно-медицинской академии, Институте экспериментальной медицины и других профильных «номерных», то есть секретных, НИИ.


Для кинофильма «Бездна» / The Abyss (1989) режиссеру Джеймсу Кэмерону не пришлось придумывать прототип системы жидкостного дыхания – он просто взял реальные лабораторные разработки, успешно работавшие на животных.

Когда будут результаты?

Несмотря на более чем 50-летний опыт разработок, нельзя сказать, что жидкостный акваланг – дело обозримого будущего. Существует масса проблем, которые либо вообще не удалось решить, либо удалось, но лишь частично.


Доставка кислорода. С этим вопросом разобрались достаточно быстро. Физиологический раствор, как и любая вода, содержит лишь 3% кислорода. А нужно 21%, как в воздухе. Добиться этой цифры можно, повысив давление в 8 раз, но тут сразу возникает ряд сложностей с чисто механической прочностью легких, бронхов, сосудов и т.п.


Удаление углекислого газа. Солевой раствор не справлялся с этой задачей вообще, и все подопытные животные погибали не столько из-за недостатка кислорода, сколько от избытка CO2. Сразу двух зайцев удалось убить перфторуглеродами, которые и кислородом насыщаются до 50% при нормальном давлении, а углекислый газ в них растворяется еще лучше.


Cурфактант. Альвеолы легких изнутри покрыты особым поверхностно--активным веществом, которое не дает им спадаться. Солевые растворы, а также эмульсии перфторуглеродов в солевых растворах сурфактант смывали. Переход на чистые перфторуглероды также решил эту проблему.


Температура дыхательной жидкости. Что бывает после более-менее длительного дыхания холодным воздухом, знают все. Поэтому легко представить, что будет, если прокачивать через дыхательные пути холодный перфторуглерод. Значит, система потребует постоянного подогрева, то есть дополнительного источника энергии, а при выходе его из строя на большой глубине ледяная жидкость может спровоцировать кардиопульмональный рефлекс, то есть остановку сердца. С этой проблемой, к слову, сталкиваются плохо подготовленные «моржи» или неосмотрительные любители крещенских купаний, ныряющие в купель или резко погружающиеся в нее по шейку.


Рефлексы. Чтобы заполнить легкие жидкостью, придется подавить две очень сильные защитные реакции – кашлевой рефлекс и инстинкт самосохранения. То есть людям, которые будут пользоваться жидкостными аквалангами, необходимо проходить мощнейшую психологическую подготовку и неоднократно пробовать дышать таким необычным способом на практике. В противном случае в критической ситуации человек может запаниковать, закашляться, начать захлебываться, что никак не будет способствовать спасению.

Жидкостное дыхание может пригодиться и в неонатологии – для выхаживания глубоко недоношенных младенцев.

Жидкостное дыхание может пригодиться и в неонатологии – для выхаживания глубоко недоношенных младенцев.

Такие эксперименты проводились в конце 1980-х в Филадельфии, завершились они частичным успехом: детей удалось выходить, но потом медики достаточно долго боролись с побочными эффектами нахождения жидкости в их легких.


Алексей Водовозов

Журнал "Российские аптеки" №1-2, 2018

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.