Top.Mail.Ru
Можно ли «взломать» организм?
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

Можно ли «взломать» организм?

Все течет, все изменяется, вот и на смену таинственным хакерам, воспетым во множестве фильмов, включая знаменитую «Матрицу», пришли биохакеры. Они пытаются усовершенствовать свой организм, до максимума продлив жизнь и приобретя при этом некие новые способности.


Первым биохакером можно считать Кристофа Вильгельма Гуфеланда, лейб-медика прусского короля Фридриха Вильгельма III, который в 1796 году в своей книге «Макробиотика, или Искусство продления человеческой жизни» собрал все существовавшие на тот момент способы жить долго и счастливо. Именно там впервые прозвучали «8 стаканов холодной воды в день», которые якобы нужно пить каждому желающему подзадержаться на этом свете.


Идея современных продолжателей дела Гуфеланда звучит куда более заманчиво. Человек – это тот же компьютер, если с ним обращаться именно как с неким набором «железа» и «софта», можно значительно его улучшить – «разогнать» или как-либо еще модифицировать. Для этого подойдет любой системный подход: хоть особая диета, хоть специальный режим дня, хоть индивидуальный график тренировок, хоть оптимизированный цикл сна. Но все это хорошо звучит в теории, когда же дело доходит до практики, начинаются всякие «чудеса».

В сети на биохакерских ресурсах можно найти в продаже «ДНК, которая способствует росту мышц». Стоит всего 20 долларов и пользуется бешеной популярностью, несмотря на недоказанность эффекта.
«Гаражная» наука

Современные биохакеры идут по пути многих музыкальных групп и некоторых ныне крупных компаний, начинавших с самодеятельных студий или мастерских, зачастую располагавшихся прямо в гаражах. Их не устраивает строгое государственное регулирование в отношении таких вещей, как ГМО или лекарственные средства, поэтому они совершенно искренне думают, что лучший способ решить проблему – разработать нечто свое, без всех этих скучных и дорогостоящих проверок на безопасность.


Реальностью «гаражную» молекулярную биологию или фармацевтику делают современные технологии. Например, если говорить о генетической модификации, то вполне легально можно приобрести наборы для опытов с кишечной палочкой. И саму бактерию, конечно же. Наборов для химических опытов также множество. 3D-принтеры перестали стоить как самолеты и вполне приблизились к домашнему ценовому сегменту. Ну а дальше – дело техники: находим в Интернете документацию интересующего нас лекарства, или более сложный путь: анализируем купленную таблетку, а потом воспроизводим это все в гараже.


Думаете, не получится? Уже получилось. Существует, например, Open Insulin Project, который борется с высокой ценой на инсулин путем производства его небольшими партиями. Пока что – каждый для себя, в противном случае придется столкнуться с правоохранительными органами, но если заглянуть чуть-чуть в будущее и предположить, что биоаналогичность такого инсулина удастся доказать, позиции фармгигантов окажутся под ударом.

Иногда биохакинг приравнивают к ЗОЖ, но сами биохакеры с этим не согласны, объясняя, что они ищут обходные пути, заставляя организм работать так, как не предусмотрено природой.
Тело – в дело

Еще одно направление биохакинга – введение в организм устройств или химических субстанций для кибернетизации своего тела. Киберпанк, показанный в фильме «Джонни-мнемоник» и воспетый в «Матрице», стараниями этих людей стал обыденностью. По крайней мере, для них. Гриндеры, как они иногда себя называют, вшивают под кожу микрочипы проездных, бесконтактных банковских карт, такие устройства можно запрограммировать для связи с веб-сайтами, блокировки-разблокировки автомобиля и т.п.


Иногда биохакинг приравнивают к ЗОЖ, но сами биохакеры с этим не согласны, объясняя, что они ищут обходные пути, заставляя организм работать так, как не предусмотрено природой.


Особо продвинутые экспериментаторы идут дальше. Например, Рич Ли, 40-летний американский краснодеревщик, «оснащен» магнитными имплантами в руках, двумя микросхемами NFC (бесконтактная передача данных малого радиуса действия), биотермальным чипом в предплечье (для постоянного мониторинга температуры тела) и наушниками, имплантированными непосредственно в уши. Рич пытался оснастить свои голени дополнительным усилением, но просчитался с характеристиками устройств и был вынужден удалить их спустя несколько дней после имплантации, и теперь его икры украшают крупные шрамы.


В Швеции – настоящая эпидемия вживления имплантов, поддерживающих RFID-технологию: чтобы открыть дверь квартиры или ворота в гараже, теперь достаточно просто взмахнуть рукой. А в целом специалисты считают, что в мире уже несколько десятков тысяч человек «чипированы» на абсолютно добровольной основе. В России такие тоже есть: это директор департамента социальных медиа «Лаборатории Касперского» Евгений Черешнев, инженер Влад Зайцев, IT-блогер Сергей Сорокин, корреспондент журнала GQ Станислав Куприянов и многие другие. 

ЗАВЕТЫ БИОХАКЕРА (с blog.bulletproof.com)
  1. Ешьте живую, дикую еду.
  2. Пейте необработанную родниковую воду.
  3. Дышите настоящим природным воздухом.
  4. Бывайте на солнце.
  5. Выходите из зоны комфорта.
Опыты на себе

Самый известный пример в этом направлении – Лиз Пэрриш, глава биотехнологической компании, которая стала экспериментальной моделью для производимого вирусного вектора, внутри которого находятся гены, позволяющие перезапустить теломеразу, удлинив таким образом концевые участки хромосом и – теоретически – произведя тем самым омоложение на энное количество лет. Впрочем, Лиз по-прежнему выглядит на свой возраст, в ее анализах ничего сенсационного не обнаруживается, да и сделать вывод по одному-единственному случаю вряд ли удастся. Если она проживет до 130 лет, будет ли это триумфом методики? А если умрет в 60 – будет ли это ее провалом? Ответы на эти вопросы могут дать только полномасштабные клинические исследования с большим числом участников. Впрочем, опыты могут носить и менее научный характер. Например, среди биохакеров чрезвычайно популярна транскраниальная электростимуляция (ТКЭС) головного мозга.


Методика еще изучается в паре с более перспективной, но пока что более громоздкой и дорогостоящей магнитной стимуляцией (ТКМС), есть наработки по применению их в лечении различных болезней. Однако некоторым людям показалось, что при помощи ТКЭС они смогут «разогнать» свой вполне здоровый и молодой мозг, приобрести суперпамять, суперкреативность и пр. Простейшие стимуляторы собирают «на коленке» и потом «щелкают» ими по различным участкам черепа, пытаясь добиться нужного результата. Суперспособностями пока что никто не обзавелся, а головная боль и судороги в результате подобных экспериментов фиксировались.

Питание по генам

Нутригеномика основывается на другой модной и общедоступной технологии – разнообразных генетических тестах. Сегодня их особенность такова, что это, скорее, аттракцион, чем действительно полезная диагностическая процедура. Да, мы можем прочитать генетическую информацию, но что она означает для конкретного человека и, главное, как на нее влияют средовые факторы, – это пока что тайна, покрытая мраком. Конечно, отдельные тесты могут дать ценные данные врачу-генетику, но в целом для человека их результаты бесполезны.


Нутригеномика основывается на другой модной и общедоступной технологии – разнообразных генетических тестах.


Впрочем, некоторые энтузиасты уверены, что могут не только расшифровать генетическую информацию, но и сделать на ее основе практические выводы. Якобы подобранная «по генам» диета, где все продукты расписаны от и до, десятки биодобавок и фитопрепаратов, которые засветились в научных исследованиях (чаще всего данные берутся из новостей с заголовками «Ученые доказали: куркума продлевает жизнь»), инфракрасный свет, криотерапия, далее – без остановок, насколько позволяет фантазия.


В российских соцсетях тема обсуждалась особенно бурно в конце 2017 года, когда появилась статья бизнесмена Сергея Фаге, который за 5 лет потратил на «взлом» своего организма около 200 тыс. долларов. При этом он утром и вечером принимал примерно по 60 различных капсул и таблеток, а все остальное делал в рамках разумного – занимался спортом, ходил по врачам и психотерапевтам. Однако проблема в том, что Сергей также отбирал состав препаратов по научным публикациям (читай – по новостным сайтам), поэтому там оказались и  серьезные лекарства с большим перечнем побочных эффектов, например гормоны тестостерон, тироксин и соматотропин, сахароснижающий метформин, литий. С питанием тоже не все просто. Фаге, по его собственному признанию, «держал себя в диетическом кетозе», принимая пищу с высоким содержанием жиров и низким – углеводов. С точки зрения медицины такая диета не только не обладает профилактическим эффектом (Сергей так «защищается» от риска развития сахарного диабета), но и ощутимо бьет по почкам.

Не исключено, что некая небольшая польза от биохакинга все-таки будет, – ощутимая масса людей добровольно ставит на себе рискованные эксперименты. Остается только наблюдать, отсеивать невыживших и вовремя заполнять лабораторный журнал. С другой стороны, в этой сфере подвизалось такое количество шарлатанов, что попытка «взлома» организма может закончиться печально. Да, биохакинг – интересное явление, но наблюдать за ним все-таки лучше со стороны.

Алексей Водовозов

Журнал "Российские аптеки" №4, 2019

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.