Top.Mail.Ru
Спор о бонусах
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

Спор о бонусах

Российские аптечные сети отвергли обвинения в дискриминации лекарств отечественного производства. 

С чего все началось

Национальная ассоциация производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий «АПФ» пожаловалась в Госдуму на «несправедливую бизнес-модель» российских аптек. По мнению авторов обращения, аптечные организации не хотят торговать более дешевыми российскими препаратами из-за их низкой маржинальности. Кроме того, используя монопольное положение на рынке, аптечные сети требуют от производителей ЛС непомерно высоких бонусов и отсрочек оплаты товара, жалуются в АПФ. 


Контраргументы

Ответом на обвинения в адрес российского фармретейла стала пресс-конференция Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), прошедшая в конце января в «Интерфаксе». В мероприятии приняли участие представители крупнейших аптечных сетей, фармацевтических компаний и отраслевых объединений производителей ЛС. Руководители «Столичек» и «Риглы» Евгений Нифантьев и Александр Филлипов объясняли собравшимся журналистам, что обвинения, прозвучавшие в Госдуме, не имеют под собой реальных оснований и, по сути, являются мифами.


* Во-первых, аптечный бизнес давно не является высокомаржинальным. Чистая прибыль «Риглы» и «Столичек» в прошедшем году составила около 1%, средняя торговая наценка в «Столичках» (с учетом нефармацевтической продукции) составляет около 11%, что не идет ни в какое сравнение с наценками продуктового ретейла.


Аптечный бизнес давно не является высокомаржинальным. Чистая прибыль «Риглы» и «Столичек» в прошедшем году составила около 1%, средняя торговая наценка в «Столичках» (с учетом нефармацевтической продукции) составляет около 11%, что не идет ни в какое сравнение с наценками продуктового ретейла.


* Второе: дорогие (читай – импортные) лекарства отнюдь не являются сверхприбыльным товаром для аптек. Именно в их сегменте ценовая конкуренция выше в разы, поэтому наценка на препараты стоимостью свыше 500 руб. за упаковку составляет менее 5%, тогда как в ценовой группе до 50 руб. она превышает 20% (данные по «Столичкам»).


* Кроме того, ни одна из аптечных сетей не может похвастаться монопольным положением на рынке. Напротив, розничный фармрынок входит в число наиболее высококонкурентных направлений бизнеса. В условиях жесткой борьбы за покупателя аптеки вынуждены держать цены на минимальном уровне. Следовательно, наличие в ассортименте дешевых препаратов – это вопрос их выживания.


* Наконец, получаемые от производителей бонусы и прочие виды бэк-маржи не ложатся дополнительным бременем на потребителя, напротив, они используются для формирования максимально приемлемых, то есть низких отпускных цен на ЛС.

Свобода выбора

Как отметила исполнительный директор РААС Нелли Игнатьева, ассортимент одной аптечной организации не может вместить все торговые наименования ЛС, находящиеся на российском рынке. И выбор сетей, по признанию их руководителей, определяется востребованностью того или иного бренда. Как формируется эта востребованность? В первую очередь – маркетинговыми усилиями самих производителей. И на этом поле многие российские компании действительно проигрывают иностранным коллегам, несмотря на качественный скачок, совершенный отечественным фармпромом в последние годы.


Аптечные сети готовы участвовать в популяризации российских ЛС, заверили представители РААС: подобный проект уже сейчас готовят «Столички». В то же время, присутствовавшие на мероприятии руководители крупных российских компаний Вадим Яцук («Сотекс»), Георгий Побелянский («Вертекс») и Олег Жеребцов (Solopharm), сообщили о том, что, сотрудничая с десятками и сотнями аптечных сетей, не сталкиваются с проблемой дискриминации своей продукции.


На пресс-конференции, организованной РААС, были представлены и оппоненты аптечных сетей: совладелец компании «Озон» Виталий Алейников, ранее заявлявший о необходимости ограничения аптечных бонусов, а также председатель координационного совета АПФ Надежда Дараган. Тем не менее дискуссии между участниками не возникло. Практически все собравшиеся указывали на то, что новые ограничительные меры – идет ли речь об ассортименте аптек или об отношениях между производителями и розничным звеном фармрынка – вряд ли будут продуктивными. 


Резюмировать общее настроение встречи можно словами главы Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктора Дмитриева: «От зарегулированности никуда не деться, поскольку от нашей продукции зависят жизни и здоровье населения, но появление новых регуляторов и дополнительное желание порегулировать нас очень беспокоит».


Как отметила исполнительный директор РААС Нелли Игнатьева, ассортимент одной аптечной организации не может вместить все торговые наименования ЛС, находящиеся на российском рынке. И выбор сетей, по признанию их руководителей, определяется востребованностью того или иного бренда.


Итогом декабрьского обращения «АФП» в Госдуму стала разработка фракцией «Единая Россия» законодательных инициатив, направленных на «расширение ассортимента аптечных сетей лекарствами отечественного производства» и ограничение размеров бонусов, выплачиваемых производителями. Будут ли опасения представителей отрасли, прозвучавшие на пресс-конференции РААС, учтены законодателями, покажет время.

Михаил Алексеев

Журнал "Российские аптеки" №1-2, 2019
  

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.