Top.Mail.Ru
Полная открытость
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

Полная открытость


Изменение требований к контрольно-кассовой технике сделало возможным новый формат сотрудничества между аптеками и фармпроизводителями – онлайн-мониторинг аптечных продаж ЛС. Участники рынка, которые первыми начнут использовать этот инструмент, могут получить серьезное преимущество по сравнению с конкурентами.


Запрос на новые методы контроля за реальным объемом аптечных продаж обусловлен в первую очередь желанием фармацевтических компаний положить конец масштабным злоупотреблениям в ходе маркетинговых договоров с аптеками. Впрочем, у данной технологии есть и более широкие перспективы применения.


Вызов непрозрачности

Серые схемы, используемые недобросовестными игроками рынка во взаимоотношениях с фармацевтическими компаниями, в целом хорошо известны. Договоры между аптечными сетями и производителями, как правило, включают пункты о солидных бонусах за определенный объем продаж. Но товар можно попросту продать другим аптечным сетям (так называемые переливы), при этом требуя выплаты бонусов у фармкомпаний. В ситуации, когда нет возможности отследить судьбу конкретной упаковки ЛП, такая комбинация оказывается беспроигрышной. Рынок «переливов», по данным «Коммерсанта», оценивается в 150 млрд руб. Теоретически вопрос контроля за исполнением условий маркетинговых договоров может быть закрыт после введения обязательной маркировки всех ЛС, обращающихся на рынке. Идентификация каждой партии и каждой упаковки по защитному коду позволит быстро выявить факт перепродажи препаратов между аптечными сетями. Однако пока система маркировки не заработала как единое целое, участникам рынка приходится искать иные способы мониторинга розничных продаж.

Дело техники

Как выясняется, все необходимые предпосылки для решения такого рода задачи налицо уже сейчас. Требование о передаче фискальной информации через интернет, ставшее обязательным для аптек с 1 июля 2018 года, делает все данные об аптечных продажах доступными в режиме онлайн. Электронный бланк строгой отчетности, формируемый онлайн-кассами, содержит информацию о времени и месте продажи, наименовании товара, его количестве, цене, форме расчета, а также ИНН налогоплательщика и QR-код товара и т.д . При наличии единой системы, способной собирать и анализировать эту информацию в интересах игроков фармрынка, аптечные продажи становятся абсолютно прозрачными.

Первые участники

IT-компании, предоставляющие услуги по аудиту массивов данных онлайн-касс, работают на российском рынке товаров повседневного спроса уже несколько лет. Соответствующие продукты, ориентированные на фармацевтический бизнес, продвигают, например, Wellmark Group и Rx Code. Имеются и первые примеры сотрудничества между аптечными сетями и фармпроизводителями по новым правилам. Начиная с июля 2018 года о запуске пилотных проектов по предоставлению онлайн-отчетности о розничных продажах ЛС заявили компании «Эбботт», «Такеда», «Босналек» и аптечные сети «Фармленд», «Неофарм», «Юнифарм». Представители фармпроизводителей дают понять, что в будущем хотели бы как можно чаще использовать данный формат отчетности во взаимодействии с аптечными сетями.

Перспективы

Непосредственный эффект от внедрения онлайн-отчетности очевиден. Она позволит фармацевтическим компаниям более эффективно использовать свои маркетинговые бюджеты, даст им реальное представление о коммерческом потенциале аптечных сетей. Что касается аптек, то готовность играть по новым правилам будет свидетельствовать об их ответственности, прозрачности и желании работать с серьезными поставщиками. Однако имиджевыми преимуществами дело не ограничивается. Наличие технической возможности получать и анализировать данные о продажах в режиме реального времени создает базу для целого ряда форм взаимовыгодного сотрудничества с фармпроизводителями.

В качестве примеров можно привести сбор и анализ анонимизированных данных о покупательской активности, запросах, комплектности покупок, сумме среднего чека, эффективности скидочных программ и т.д.

Таким образом, онлайн-отчетность становится одним из элементов современного, ориентированного на инновации и динамично развивающегося бизнеса. Готовность использовать этот инструмент в работе – важное конкурентное преимущество для любой аптечной сети.

Подробнее о технической стороне процесса предоставления онлайн-отчетности, подключении аптечного ПО к этому сервису, а также о его воздействии на отношения между фармацевтической розницей и производителями лекарственных средств нам рассказал Борис Скребнев, коммерческий директор АО «Спарго Технологии»

Какое дополнительное ПО необходимо для внедрения онлайн-отчетности, как оно устанавливается, обслуживается, требуются ли какие-то дополнительные действия со стороны персонала аптек?Какое дополнительное ПО необходимо для внедрения онлайн-отчетности, как оно устанавливается, обслуживается, требуются ли какие-то дополнительные действия со стороны персонала аптек?

В декабре 2018 года в интерфейсе PharmaDATA появится вкладка «Продажи аптек: фискальная отчетность» в разделе «Оценка рынка». Новый сервис позволит аптекам, использующим последнюю версию программного обеспечения F3TAIL, формировать почековую отчетность для производителей. В настоящее время это более 2600 аптечных организаций. С их согласия фискальные данные попадут в систему PharmaDATA после обновления программы F3TAIL до последней версии (выгрузка в систему и предоставление фискальных данных партнерам возможны только после того, как розничное учреждение заключает с АО «Спарго Технологии» договор оферты).

Какую информацию можно будет передавать при помощи нового сервиса?Какую информацию можно будет передавать при помощи нового сервиса?

Программное обеспечение F3TAIL позволяет сделать так, чтобы фискальные данные из онлайн-касс аптеки после проверки в ОФД отражались в системе PharmaDATA в формате отчета. Его функциональные возможности помогут отследить динамику продаж по дате, номеру и признаку фискального документа, применив в настройках необходимые фильтры (по подразделению, по товару и периоду). Порядок обработки данных осуществляется в соответствии с законодательством РФ, в том числе в соответствии с 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники».

Как повлияет новый формат отчетности на отношения между аптеками и фармпроизводителями?Как повлияет новый формат отчетности на отношения между аптеками и фармпроизводителями?

Фискальная отчетность позволит производителям не только расширить инструменты для мониторинга и анализа продаж, но и ставить реальные маркетинговые планы перед аптеками, а также скорректировать маркетинговые договоры, что в будущем даст возможность оптимизировать бюджет и настроить специальные акции более избирательно. Розничные предприятия в конечном итоге смогут грамотно планировать закупки и успешно выполнять взятые на себя обязательства без дополнительной нагрузки на персонал. С внедрением контроля розничных продаж будут сняты вопросы о завышении аптеками отчетных данных с целью получения незаслуженных маркетинговых вознаграждений за счет «переливов» продукции.

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», статья 4.7. Abbott планирует перейти на онлайн-отчетность со всеми аптечными сетями с 2019 года, Фармацевтический вестник, 13.08.2018, URL: https://pharmvestnik.ru/content/news/abbott-planiruet-perejti-na-onlajn-13-8-18.html (дата обращения - 11.10.2018).


Сергей Акопов

Журнал "Российские аптеки" №12, 2018
 

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.