russian english
Издается ГК "Ремедиум" с сентября 1999 года
Поиск
ОБ ИЗДАНИИ
РЕКЛАМА В ИЗДАНИИ
ПОДПИСКА
АРХИВ ЖУРНАЛОВ
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
ГК "РЕМЕДИУМ"
КНИГИ ГК "РЕМЕДИУМ"
ТЕСТЫ
ОПРОС
КОНКУРСЫ
ТЕТ-А-ТЕТ
СТАТЬИ
НОВОСТИ

Анкета читателя

Главная страница / Архив журналов / Содержание журнала за 2003 год

РЫНОК ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ И АПТЕКА: АКТУАЛЬНОСТЬ СБЛИЖЕНИЯ

Российские аптеки №5 2003 год

Бизнес-практика

Светлана Абрамова, Ремедиум

РЫНОК ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ И АПТЕКА: АКТУАЛЬНОСТЬ СБЛИЖЕНИЯ

В последнее время отношение родителей к детскому питанию промышленного производства существенно изменилось. Возрос как уровень потребительского внимания к гарантии качества продуктов, так и "родительская грамотность" в отношении формирования рациона ребенка, находящегося на искусственном вскармливании или на стадии введения прикорма.
Аптечные предприятия, учитывая фактор потребительского доверия к своему статусу и возможность организации квалифицированной консультации, могут с успехом использовать сложившуюся ситуацию и гораздо активнее заявить о собственной нише продаж на рынке детского питания. Примером может служить западный рынок, где значительные объемы продуктов питания для младенцев продаются именно через аптеки.

Структура продаж сегодня

Развитие рынка детского питания в России имеет ряд особенностей, которые отразились и на структуре продаж. Основную роль здесь сыграл тот факт, что в начале 90-х годов, когда российский рынок детского питания стали активно осваивать иностранные производители, аптеки по ряду причин оказались к этому не готовы. Причин было много. Это и сложившееся отношение покупателя к аптечному ассортименту, и особые условия хранения детского питания, и сам процесс реализации, который подразумевает консультационные услуги, практики которых у аптек на тот момент не было. Свою роль сыграло и непредвзятое отношение потребителя к месту покупки: детское питание покупали везде, где его продавали - в продуктовых магазинах, киосках, универсамах.
Активное развитие рынка на фоне возрастающих критериев потребительского спроса привело к тому, что в России появились специализированные магазины детского питания - явление уникальное и присущее только нашему рынку. На сегодняшний день, по мнению экспертов, они более всего соответствуют запросам потребителя: гарантия качества, широкий ассортимент, профессиональные консультационные услуги. Однако такие же услуги сейчас могут предоставить покупателю и аптечные учреждения. Кроме того, современная аптечная сеть - хорошо развитая разветвленная структура предприятий по всей стране, а прерогатива специализированных магазинов - это, как правило, только крупные города. Поэтому аптеки можно рассматривать как еще мало освоенную нишу продаж с потенциалом на будущее (на настоящий же момент доля аптечных продаж оценивается экспертами в 5-10% в зависимости от региона).
Некоторые производители и дистрибьюторы детского питания уже начали работать с аптечными предприятиями и продолжают довольно успешно осваивать розничный сектор фармрынка. "Особенно это заметно на региональном уровне", - говорит менеджер отдела региональных продаж производственно-дистрибьюторской компании "Славекс" Валерий Синицын. Он отмечает, что при повышении критериев оценки потребителем места покупки в регионах целесообразно использовать для продажи детского питания сети городских аптек.
География примеров успешного сотрудничества операторов рынка и аптечных предприятий достаточно обширна: Санкт-Петербург ("Даниил", "Аптека матери и ребенка"), Челябинск (аптека №1) , Нижний Новгород ("Вера", "Крошка Енот"), Набережные Челны ("Медиум"), Рязань ("Спрей"), Челябинск ("Классика"), Самара ("Вита") и т.д. Специализированные детские аптеки, которые стали появляться во многих городах, как показала практика, являются просто идеальным вариантом для родителей. Примером может быть аптечная сеть "Крошка Енот" в Нижнем Новгороде ("Российские аптеки", №6, 2002 г.) или специализированная детская аптека в Санкт-Петербурге "Даниил" (интервью с генеральным директором аптеки Вадимом Смирновым читайте в этом номере).
Заместитель председателя Комитета здравоохранения г. Москвы Иван Лешкевич, выступая летом прошлого года на российском форуме "Дети и лекарства", отметил достоинства специализированных детских аптек и предложил реализовать идею их создания в Москве.

Ассортимент: импорт и "что можем сами"

По данным агентства "ОптИнформ", на рынке детского питания в 2002 г. работала 51 фирма из 22 стран, которые имели на территории России 2455 представителей. Современный рынок предлагает потребителю около 15 ассортиментных групп продукции и альтернативу выбора в любой ценовой категории (основной ассортимент ведущих западных и отечественных компаний представлен в таблице).
Смеси, соки, каши и пюре составляют основное предложение рынка. При этом отметим, что смесей - около 100 наименований, а в соках используется около 14 видов овощей и фруктов в различных сочетаниях. Ассортимент каш представлен продуктами с 18 видами наполнителей, пюре - с 34 видами.
Аптечным предприятиям, исходя из своих возможностей хранения и реализации такой продукции, при формировании ассортимента следует обратить внимание и на другие продукты детского питания, которые представляют как отечественные, так и зарубежные фирмы (мюсли, хлопья, печенье, чай, сливки, творожок, вода).
Кстати, детская вода - продукт еще "нераспробованный", хотя по санитарным соображениям следовало бы продавать ее в комплекте с заменителями грудного молока, для чего, она, собственно, и предназначена. Это вода, которая не требует кипячения и рекомендуется детям с первой недели жизни. Она проходит современный многоступенчатый уровень технологической обработки, характеризуется оптимальным солевым составом.
В целом, в России западными компаниями представлено практически все, что есть на мировом рынке, а по каждому виду продукции отечественные производители могут в той или иной степени предложить альтернативу западным продуктам.
Таким образом, широта и разнообразие предложения на рынке детского питания позволяет сейчас любому аптечному предприятию сформировать именно "свой" ассортимент, исходя из результатов проведенных маркетинговых исследований и желаний своей клиентуры.

В 2000 г. Институт питания РАМН по согласованию с Минздравом России пересмотрел рекомендации по возрастному введению прикорма. В соответствии с этими требованиями прикорм следует вводить с 4-х месяцев поскольку организм грудничка только до 4-х месяцев может удовлетворить потребность в железе за счет материнского молока. В дальнейшем дефицит железа нужно восполнять за счет прикорма.

В последнее время Правительство РФ уделяет большое внимание развитию отечественного рынка детского питания. В 1994 г. была принята президентская программа "Дети России", а с 1995 г. в ее рамках действует федеральная целевая программа "Индустрия детского питания России". Российское правительство привлекло зарубежные инвестиционные кредиты на закупку комплексного технологического оборудования для 26 предприятий детского питания, что подразумевает открытие новых производств и реконструкцию старых.
В 2002 г. в Истре (Московская область) открылся первый в России завод по производству современного детского лечебного и специального питания. Завод построен в соответствии с мировыми и российскими стандартами, предъявляемыми к предприятиям детского питания, и оснащен современным технологическим оборудованием. Ожидается, что его продукция будет на 20-45% дешевле импортных аналогов.

"Индикаторы" будущего

Динамика роста продаж детского питания напрямую зависит как минимум от трех факторов - рождаемости, благосостояния и информированности людей. Статистика "обнадеживает" по первым двум, а третий - это то основное, что дает возможность аптечным предприятиям успешно утвердиться на рынке продаж детского питания.
Под фактором информированности подразумевается медицинское обеспечение продаж, так как реклама детского питания, в частности заменителей грудного молока, запрещена. При этом нужно учесть, что, по данным Госкомстата, с каждым годом увеличивается число детей, которые вынуждены находиться на искусственном вскармливании, и до 40% детей в России рождается с аллергией к белку коровьего молока. Менее 30% детей до 3-х месяцев питаются материнским молоком, а к 6 месяцам этот показатель опускается ниже 25%.
Во всем, что предлагает рынок детского питания, ориентироваться одним врачам достаточно сложно. Фармацевты могут стать незаменимыми помощниками как врачей, так и производителей, предложив им услуги в квалифицированном медицинском консультировании по ассортименту детского питания. Пока такая работа в местах продажи ведется силами производителей и дистрибьюторов. Организованная торговля в широко разветвленной системе аптечных предприятий может стать весьма значимым сегментом на рынке детского питания. Возможно, европейские стандарты продажи (учитывая планы России вступления в ВТО) окажут на наш рынок соответствующее влияние.
"Если питание ребенка будет подобрано неправильно, это повлечет за собой ухудшение состояния его здоровья. Поэтому назначать его должны врачи в клиниках, а продавать - в основном аптеки. Но на деле мы очень медленно движемся к этой идеальной схеме", - считает директор компании "АНИКУ РУ", эксклюзивного дистрибьютора "Фризленд Нутришн" Светлана Козакова. Лучшего аргумента актуальности сближения всех, кого подразумевает эта схема, привести невозможно.


Юридические нюансы
Сегодня мы отвечаем на самые распространенные вопросы, которые возникают у аптечных работников при реализации детского питания через аптеки.

Каким образом регулируются снабженческо-сбытовые надбавки на детское питание в аптеках Москвы и Московской области?
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. №239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (ред. от 28.12.98 г.) детское питание входит в перечень, по которому органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Порядок формирования цены на детское питание определяется соответствующими региональными правовыми актами.
Москва
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 27.10.95 г. №893 "О совершенствовании ценовой и тарифной политики в городе Москве" (ред. от 09.11.99 г.) детское питание вошло в перечень товаров, по которым органы исполнительной власти имеют право вводить торговые надбавки. При этом Постановление №893 отменяет Распоряжение заместителя премьера Правительства Москвы от 24.05.94 г. №896-РЗП "О торговых надбавках на детское питание". Других нормативных актов по ограничению торговых надбавок на детское питание в Москве до настоящего времени Правительством Москвы издано не было. Таким образом, на данный момент ценообразование на продукты детского питания в Москве является свободным.
Московская область
В соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 21.07.1997 г. №187-ПГ "Об изменениях в системе ценообразования в Московской области" (ред. от 31.12.1998 г.). предельная торговая надбавка на продукты детского питания в Московской области для оптового звена и посредников, независимо от их количества, составляет 15%, для розничного звена - 20%. Торговая наценка в аптеке исчисляется от свободных отпускных (оптовых) цен организации-изготовителя.

Чем следует руководствоваться в целях освобождения от налога с продаж в Москве при реализации детского питания? Какие документы необходимо предъявить для предоставления льготы?
Согласно закону от 31.07.98 г. №150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от налога с продаж освобождена стоимость детского и диабетического питания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона города Москвы от17.03.99 г. №14 "О налоге с продаж" (ред. от 14.07.2000 г.) стоимость продуктов детского и диабетического питания не является объектом налогообложения по налогу с продаж.
Для подтверждения права на льготу по налогу с продаж продуктов детского питания, в соответствии с письмом Управления Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве от 6.04.2000 г. №09-11/13619, необходимо предъявить сертификат соответствия на указанные продукты.

Какими документами в целях исчисления налога на добавленную стоимость следует руководствоваться при отнесении продуктов детского питания к товарам, облагающимся по пониженной (в размере 10%) ставке НДС?
В соответствии с Законом РФ от 06.12.91 г. "О налоге на добавленную стоимость" (ред. от 27.05.2000 г.) установлена ставка 10% на продовольственные товары по перечню (Приложение 1). Данное приложение предусматривает в числе товарных групп, по которым применяться ставка НДС в размере 10%, товарную группу "Продукты детского и диабетического питания".
При исчислении НДС по товарам, предназначенным для детского питания и реализуемым на территории Российской Федерации, следует руководствоваться разъяснительным Письмом от 18.04.96 г. №В3-4-03/34н Госналогслужбы России, согласованным с Минфином России (ред. от 14.09.2000 г.).

Условия использования материалов

В новостях сайта использована информация собственных корреспондентов, официальных пресс-релизов государственных учреждений, аналитических агентств, компаний и ассоциаций, а также ведущих информационных зарубежных и отечественных сайтов.

Издание зарегистрировано в Комитете по печати Российской Федерации Рег. свидетельство ПИ № 77-1138 выдано 25 ноября 1999 г.

Телефон/факс:
+(495) 780-34-25

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Rambler's Top100